На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЛОГОТЕРАПИЯ Виктора Франкла – Воля к смыслу

Виктор Франкл

«Когда мы уже не способны изменить ситуацию – мы вынуждены изменить себя.»

/Виктор Е. Франкл/

 

«Логотерапию иногда называют третьей венской школой психотерапии (две другие  — это психоанализ Фрейда и индивидуальная психология Адлера). При рассмотрении с другой точки зрения логотерапия представляется скорее как дополнение к психотерапии, чем как вид терапии, которым можно заменить психотерапию (Frankl, 1975a). Логос — это греческое слово, которое означает и «смысл», и,«дух», причем второе значение не имеет какого-либо религиозного смыслового оттенка. Люди являются ищущими смысл существами, и поиск смысла сам по себе еще не патология. Экзистенция (существование) сталкивает людей с необходимостью найти смысл в жизни. Главная цель логоте-рапии — помочь клиентам в их поиске смысла.

ВикторФранкл

Виктор Э. Франкл родился 26 марта 1905 года в Вене, в Австрии, в еврейской семье. Будучи школьником, он переписывался с Фрейдом, и в 1924 году в «Международном журнале психоанализа» {InternationalJournalofPsychoanalysis) no инициативе Фрейда была опубликована первая статья Франкла. Франкл находился под влиянием идей Фрейда и Адлера и в то же время был не согласен с некоторыми из этих идей. Кроме того, на Франкла повлияли такие экзистенциальные философы, как Хайдеггер, Ясперс и Шелер. В основе создания логотерапии лежало стремление Франкла найти смысл в собственном существовании. Франкл признается в следующем: «Будучи молодым человеком, я прошел через ад отчаяния, преодолевая очевидную бессмысленность жизни, через крайний нигилизм (со временем я сумел выработать у себя иммунитет против нигилизма). Таким образом я создал логотерапию» (Frankl, 1988, р. 166). Франкл предложил термин «логотерапия» в 1920-х годах, а в 1930-х он стал использовать слово Existenzanalyse(экзистенциальный анализ), как альтернативу термину «логотерапия». Для того чтобы избежать путаницы, Франкл в большинстве случаев воздерживался от использования термина «экзистенциальный анализ» в своих публикациях на английском языке. В 1928 году Франкл основал Центры консультирования молодежи в Вене и возглавлял их до 1938 года. В 1930 году он получил степень доктора медицины в Венском университете. С 1930 по 1938 год Франкл входил в штат Нейро-психиатрической университетской клиники. С 1938 по 1942 год он работал невропатологом и психиатром в Еврейской больнице в Вене, а затем стал заведующим неврологическим отделением этой больницы. В это время Франкл написал черновой вариант своей первой книги. Незадолго до вступления Америки во Вторую мировую войну у Франкла была возможность иммигрировать в Соединенные Штаты. Он упустил этот шанс, потому что предпочел соблюсти библейскую заповедь «Почитай отца своего и мать свою, и ты будешь благословенно жить на этой земле» (Frankl, 1988, р. 59). Франкл думал, что, сохраняя свое положение в больнице, он сможет помочь своим родителям избежать отправления в концентрационный лагерь.

В 1942-1945 годах Франкл пережил мучительный опыт пребывания в нацистских концентрационных лагерях, включая Освенцим и Дахау (Frankl, 1963). В Освенциме у Франкла сбрили все волосы на теле. Он был номером 119194. Рукопись его первой книги была конфискована. В течение следующих трех лет он боролся за жизнь и сумел выжить, несмотря на изнурительные ежедневные принудительные работы, зверствования капо (охраны), избиения, недоедание, болезни. Франкл в полной мере испытал на себе капризы судьбы и научился находить экзистенциальный смысл а своих страданиях. Большую часть времени он был занят рытьем окопов и укладыванием рельс для железнодорожных линий. Только в последние несколько недель своего интернирования Франкл работал как доктор.

В течение этого периода Франкл имел возможность наблюдать за тем, как человеческая природа проявляется при чрезвычайных обстоятельствах. Большинство заключенных предпочитали прозябать. Однако у других заключенных дух повышался, такие люди воспринимали трудности лагерной жизни как испытание своей внутренней силы. Они возвысились до поисков смысла в своей жизни. Франкл цитирует Ницше: «Тот, кому есть для чего жить, может перенести почти любое как» (Frankl, 1963, р. 121). Несмотря на свое бедственное положение, эти заключенные сохранили способность свободно выбирать свою внутреннюю жизнь и свое отношение к другим. Они превратили свои трагедии в триумфы. Франкл пережил потерю родителей, брата и жены, которые погибли в концентрационных лагерях. Из всей семьи уцелели только Франкл и его сестра.

В 1946 году Франкл стал заведующим неврологическим отделением в Поликлинической больнице в Вене. В 1947 году он был назначен помощником профессора на кафедре психиатрии и неврологии в Венском университете, а в 1955 году стал профессором. Франкл был президентом Австрийского медицинского общества психотерапии. Кроме того, он был почетным профессором логотерапии в Международном университете США в Калифорнии, а также приглашенным профессором в Стэнфордском, Гарвардском и Дукеснском и в ряде других университетов. Франкл часто читал лекции в Европе, Австралии, Южной Америке, Азии и Африке.

Франкл был плодовитым автором, он написал более 30 книг, некоторые из которых были переведены на многие языки, и множество статей. Главные его книги следующие: «Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии»* (TheDoctorandtheSoul: FromPsychotherapytoLogotherapy), «Человек в поисках смысла: введение в логотерапию» (Man'sSearchforMeaning: AnIntroductiontoLogotherapy), к 1992 году было продано более пяти миллионов экземпляров этой книги, «Психотерапия и экзистенциализм: избранные научные статьи по логотерапии» (PsychotherapyandExistentialism: SelectedPapersonLogotherapy), «Стремление к смыслу: основы и применение логотерапии» (TheWilltoMeaning: FoundationsandApplicationsofLogotherapy), «Подсознательный Бог: психотерапия и теология» (TheUnconsciousGod: PsychotherapyandTheology) и «Неслышный крик смысла: психотерапия и гуманизм» (TheUnheardCryofMeaning: PsychotherapyandHumanism)". Франкл писал: «Я видел смысл моей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни» (Frankl, 1988, р. 160).»

/Р.Нельсон-Джоунс – «Теория и практика консультирования»/

Картина дня

наверх