На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ЛОГОТЕРАПИЯ ВИКТОРА ФРАНКЛА – ВОЛЯ К СМЫСЛУ (Основные положения)

Виктор Франкл

 

Свободаволи

"Франкл использует термин «экзистенциальный» в трех случаях. Во-первых, термин «экзистенциальный» относится к самой экзистенции, которая является специфически человеческим способом бытия. Во-вторых, «экзистенциальный» относится к смыслу существования. В-третьих, «экзистенциальный» относится к стремлению найти смысл в личном существовании или, другими словами, к стремлению к смыслу.

Жизнь преходяща, временна. Однако эта временность не делает жизнь бессмысленной. Меняющиеся аспекты жизни являются в то же время потенциальными возможностями. Люди должны понять, каковы их преходящие возможности. Люди постоянно выбирают, какие из массы преходящих потенциальных возможностей будут реализованы, а какие будут «приговорены» к нереализации.

Люди обладают свободой воли. В мире живой природы они одни способны к самоотстранению. Люди могут размышлять об имеющихся у них вариантах выбора и оценивать их. Значение имеют не специфические особенности характера людей или их стремлений и инстинктов, а точка зрения, с которой они рассматривают эти особенности. Люди свободны формировать собственные характеры и ответственны за то, что они создают из самих себя. Когда люди поднимаются выше телесных и психических измерений своего существования, они входят в новое измерение, так называемое ноологическое измерение. К этому ноологическому измерению относятся именно человеческие функции, такие как размышление, способность превращать себя в объект, осознание.

Стремлениексмыслу

Стремление к смыслу — фундаментальная мотивационная сила в людях. Людям требуется обнаруживать смысл буквально во всем, вплоть до своего последнего дыхания. Франкл пишет: «Стремление найти смысл — первичная сила в жизни человека... Этот смысл уникален и специфичен для каждого человека и может быть осуществлен только им одним;.только тогда становится значимым то, что воля удовлетворяет стремление человека ксмыслу» (Frankl, 1963, р. 154). Как Франкл обнаружил во время своего пребывания в концентрационном лагере, люди нуждаются в чем-то, ради чего стоило бы жить. Люди — это существа, которые встречаются с другими людьми и добираются до смыслов, которые стоит осуществлять. Однако смысл не совпадает с бытием, скорее, он является своего рода платформой для бытия. Человеческое существование оказывается в опасности, если только люди не рассматривают мир с позиции трансценден-ции в направлении чего-то, что находится за пределами их собственного «Я».

Логотерапия сосредоточивается на стремлении к смыслу, в то время как психоанализ сосредоточивается на стремлении к удовольствию, а индивидуальная психология — на стремлении к власти. Франкл признает, что Фрейд и Адлер не использовали именно эти термины. Как удовольствие, так и власть — это «побочные продукты» или производные стремления к смыслу. Стремление к смыслу — не рационалистическое объяснение инстинктуальных стремлений, оно не имеет отношения к снижению напряженности и возвращению к состоянию гомеостаза. Люди нуждаются не в лишенном напряжения состоянии, а в напряженном стремлении к некоему смыслу, который достоин их.

Стремление к смыслу, так же как сила мотивации, отличается от самоактуализации. Франкл рассматривает самоактуализацию только как побочный эффект стремления к смыслу. Люди могут актуализировать себя только в той мере, в какой они осуществляют смысл.

Сознаниеиподсознание

Какова исходная (референтная) точка, отталкиваясь от которой, люди могут обнаружить смысл в своей жизни? Поиск смысла включает в себя и сознательную деятельность, и установление контакта с бессознательными слоями «Я».

Сознательность

Люди — духовные существа, и логотерапия сосредоточивается на их духовном существовании. В этом контексте слово «дух» не имеет никаких религиозных оттенков значения. Духовные движения у людей могут быть либо сознательными, либо бессознательными. Сознательность подразумевает осознание. Целью логотерапии является повышение осознания клиентами своего духовного «Я». Люди должны сознавать личную ответственность, с учетом уникального смысла их жизни, за свои действия в определенных сложившихся ситуациях.

Духовное бессознательное

Каждый человек имеет экзистенциальное, личное духовное ядро. Центрируясь вокруг своего духовного ядра, люди не только индивидуализируются, но и интегрируют свои телесные, психические и духовные аспекты. Хотя граница между сознательным и бессознательным «флюидообразна», Франкл считает, что духовное основание человеческой экзистенции в конечном счете бессознательно. Глубинный центр каждого человека является бессознательным. Существует четкое различие между инстинктуальным бессознательным и духовным бессознательным. Фрейд рассматривал бессознательное как резервуар, в котором содержатся подавляемые сексуальные и агрессивные инстинкты. Глубинная психология, вместо того чтобы сосредоточиваться на подавляемых инстинктах, стремится проникнуть в глубины человеческого духа. Однако «Я» не поддается полному самоанализу, и в некотором смысле это делает человеческую экзистенцию в самой своей основе нерефлексируемой. Франкл пишет: «Экзистенция существует скорее в действии, чем в размышлении» (Frankl, 1975а, р. 30).

Сознание

Истоки сознания расположены в духовном бессознательном. Логос глубже, чем логика. Экзистенциально аутентичные решения принимаются полностью неосмысленно и бессознательно. Франкл пишет: «Задача сознания — раскрыть человеку ипит necesse, единственную вещь, которая требуется» (Frankl, 1975a, р. 35). С помощью сознания можно интуитивно выявить уникальные возможности смысла, которые следует реали-зовывать в определенных ситуациях. Сознание, или «этический инстинкт», является сугубо индивидуальным в отличие от других инстинктов, которые имеются у большинства видов. Франкл полагает, что любовь и искусство уходят своими корнями не только в моральное сознание, но и в эмоциональные, интуитивные, нерациональные глубины духовного бессознательного.

Свобода может быть «от чего-то» и «для чего-то». Свобода «для чего-то» представляет собой ответственность по отношению к сознанию. Сознание имеет трансцендентное качество. Люди могут быть слугами своего сознания только тогда, когда они не произносят монолог, а ведут диалог с сознанием, как с чем-то, что отличается от них самих. Через сознание «доносит свой голос» сверхчеловеческий фактор (Frankl, 1975a, р. 53). Сознание играет главную роль в раскрытии существенной трансцендентности духовного подсознания. Сознание — это «голос» трансцендентности, и сознание само является трансцендентным.

Религиозное подсознательное

Экзистенциальный анализ сновидений делает очевидным наличие подавляемой и бессознательной религиозности. Подавляется не только либидо, но и религио (religio). Сознание не последнее, «по отношению к чему» существует ответственность. Хотя люди ответственны за себя, они не ответственны перед собой. Это «по отношению к чему» ответственности касается, прежде всего, самой ответственности. Бессознательная религиозность, или религиозное бессознательное, существует в пределах духовного бессознательного. Люди всегда определенным образом относятся к трансценденции, даже на бессознательном уровне. Этот «бессознательный Бог» скрыт двумя способами. Во-первых, скрыты человеческие отношения к Богу. Во-вторых, скрыт сам Бог. Даже у чрезвычайно нерелигиозных людей имеется скрытая религиозность. Религиозное бессознательное — это скорее экзистенциальный посредник, чем инстинктуаль-ный фактор. Франкл пишет: «Человек обычно решает скорее быть бессознательным, чем быть управляемым бессознательным» (Frankl, 1975a, р. 65). Говоря о Юнге, Франкл подчеркивает, что бессознательная религиозность берет начало из личного центра каждого индивидуума, а не из безличного объединенного фонда образов, общего для всего человечества. Подавление религиозности, так же как и подавление других аспектов бессознательного, ведет к неврозу: «...как только ангел в нас подавляется, он превращается в демона» (Frankl, 1975a, р. 70). Экзистенциальность религиозности должна быть непосредственной. Подлинная религиозность должна разворачиваться на своей собственной платформе. Люди вверяются ей, предпочитая быть религиозными.

Смыслжизниисмерти

Смысл жизни

Франкл пишет: «Быть человеком означает быть ответственным за осуществление смысла, потенциально присущего данной жизненной ситуации» (Frankl, 1975a, р. 125).

Быть человеком означает быть в одно и то же время «различным», сознательным и ответственным. Концепция ответственности — это основа человеческого существования. Человеческая свобода — это не «свобода от», а скорее «свобода для», а точнее — свобода принять ответственность. Свобода — это то, чем «являются» люди, это не что-то, что они «имеют» и поэтому могут терять. Люди внутри себя имеют много потенциальных возможностей, они не детерминированы полностью. Скорее, люди в любой момент времени свободны решать, чем они станут в следующий миг. Принимая решения, они сами определяют, какая из их потенциальных возможностей будет реализована. Ни на одной стадии жизни люди не могут «избегать выбора возможностей» (Frankl, 1955, р. 85).

Жизнь постоянно ставит перед людьми вопросы. Ответить на эти вопросы можно, только став ответственным за свою жизнь. Работая с материалом, которым их снабдила судьба, люди подобны скульпторам, которые с помощью долота и молотка обрабатывают бесформенный камень так, что он постепенно обретает определенную форму. Люди всегда сдерживаются биологическими, социологическими и психологическими ограничениями, однако они могут либо противостоять этим ограничениям и придавать им нужную форму, либо сознательно подчиняться им.

Смысл смерти

Смерть не лишает жизнь смысла. Если бы люди были бессмертными, они могли бы откладывать дела на неопределенный срок. Смерть неотделима от жизни и придает ей смысл. Ответственность людей вырастает из осознания ими конечности своей жизни. Следовательно, люди должны понимать, насколько велика ответственность, которую они несут в каждый момент своей жизни. Судьба, подобно смерти, имеет большое значение для понимания смысла жизни. Судьба относится к тем факторам, которые находятся вне пределов власти человека. Свобода может рассматриваться не только в контекстах жизни и смерти, но также и в контексте судьбы. Благоприятные возможности и несчастья, которые встречаются на жизненном пути каждого человека, уникальны. Однако люди все же могут реализовывать свою внутреннюю свободу, противостоя судьбе.

Самотрансценденция

Самотрансценденция — существенная характеристика человеческого существования. Люди — это существа, которые стремятся за пределы самих себя. Они становятся наиболее человечными, когда выходят за пределы своего «Я» либо осуществляя смысл, либо с любовью встречаясь с другим человеком. Франкл считает, что основной человеческой потребностью является скорее поиск смысла, нежели поиск своего «Я». Человек может достичь своей сущности, только взяв на себя ответственность за осуществление смысла. Люди могут чрезмерно сосредоточиваться на самих себе. Самотрансцендентное качество человеческой жизни становится наиболее очевидным тогда, когда люди забывают себя. Франкл считал, что главный урок, который жизнь преподала ему в Освенциме и Дахау, заключался в том, что он понял: если человек не видит смысла в чем-то вне себя, выживание в экстремальной ситуации бесцельно, бессмысленно и невозможно.

Страдание, связанное с проблемами невротического характера, которые обусловлены трудностями при самотрансценденции, является противоположностью нахождению человеком смысла в выходе за собственные границы. Гиперрефлексия и гиперинтенция — два главных способа, которые люди предпочитают использовать, чтобы не выходить за рамки своего «Я». Гиперрефлексия — это тенденция к чрезмерной саморефлексии. Гиперинтенция — это тенденция уделять чрезмерное внимание удовлетворению своих желаний.

Источники смысла

Франкл полагает, что самотрансценденции можно достичь путем обнаружения или определения смысла тремя различными способами: делая дело, переживая ценность и страдая (Frankl, 1963). В другой работе Франкл (Frankl, 1967, 1988) говорит о трех основных способах, с помощью которых люди могут находить смысл в жизни: 1) что-то давать жизни (ценности творчества); 2) что-то брать от жизни (ценности переживания); 3) занимать определенную позицию по отношению к судьбе, которую нельзя изменить, например при неоперабельном раке (ценности отношения). Кроме того, переживания, имевшие место в прошлом, и религия — это еще две области, в которых люди могут обнаружить смысл.

Смысл в работе

Работа — главная область, в которой люди могут выходить за пределы самих себя. Смысл работы выходит за пределы специфического занятия. Наибольшее значение имеет то, как люди используют свои уникальные человеческие качества в процессе выполнения работы. Например, медсестра может выйти за рамки своих регламентированных обязанностей, сказав доброе слово больному, находящемуся в критическом состоянии. Франкл считает, что при выполнении любой работы существуют такие возможности, хотя он признает, что некоторые виды работ в основном рутинны. В таких случаях смысл творчества следует искать в делах, которыми можно заняться на досуге.

Безработица — пример того, как на людей может влиять недостаток смысла творчества. Франкл рассматривает невроз, связанный с безработицей, характеризующийся апатией и депрессией, как экзистенциальную позицию. Некоторые люди реагируют на экзистенциальный вызов безработицы, оставаясь активными и увлеченными, таким образом им удается избежать невроза, связанного с безработицей. Занятость может иметь как положительное, так и отрицательное значение. Некоторые люди пытаются избежать столкновения с пустотой своего существования, ища убежища в работе или в профессии. Обретение смысла творчества не синонимично одному лишь удовлетворению потребности в работе.

Смысл в любви     ,

В отличие от психоанализа, в логотерапии любовь не рассматривается как феномен, вторичный по отношению к сексу. Секс может быть выражением зрелой любви, но он не является сам по себе формой любви. Любовь как форма самотрансценденции имеет различные характеристики. Любовь подразумевает отношение к другому человеку как к духовному существу, понимание или постижение внутреннего ядра личности другого. Человек движется в глубины собственного духовного существа под влиянием духовного ядра своего партнера. Безумное увлечение редко продолжается долго. Когда сексуальное стремление удовлетворено, оно быстро исчезает. Любовь, однако, характеризуется постоянством, которое основывается на том, что духовное ядро другого человека уникально и незаменимо. Кроме того, любовь может переживать смерть, так как она подразумевает, что сущность уникального бытия возлюбленного бесконечна и нетленна.

Следует отметить еще один важный момент. Поскольку любовь направлена скорее на то, чем другой «является», чем на другого как на предмет обладания, между людьми устанавливаются моногамные отношения. Еще одна характерная черта любви следующая: любовь подразумевает умение увидеть потенциал в любимом человеке и оказание ему (или ей) помощи в реализации этого потенциала. Кроме того, в настоящих отношениях, основанных на любви, нет места для ревности, так как с другим человеком не обращаются как с собственностью.

Франкл (Frankl, 1967) подчеркивает, что, по его мнению, любовь — не единственный и даже не лучший способ наполнить жизнь смыслом. Франкл проводит различие между невротическим провалом и неудачной, обусловленной судьбой, попыткой добиться любви.

Смысл в страдании

Человеческую судьбу можно рассматривать с двух точек зрения: судьбу можно формировать тогда, когда это возможно, и с ней можно смиряться тогда, когда это необходимо. Ценности отношения присущи позиции, занимаемой людьми при обстоятельствах, которые они не могут изменить, например при неизлечимой болезни или при интернировании в концентрационном лагере. Через ценности отношения даже трагические аспекты человеческого существования — «трагическая триада», в состав которой входят боль, вина и смерть, — могут превратиться во что-то положительное и творческое. Однако людям следуе-т быть осторожными и не принимать судьбу с излишней с готовностью. Людям следует обращаться к ценностям отношения только тогда, когда у них появляется твердая уверенность в том, что они не в силах изменить свою судьбу.

Неизбежно возникающие неблагоприятные ситуации дают людям возможность «актуализировать самую высокую ценность, осуществить самый глубокий смысл, смысл страдания» (Frankl, 1963, р. 178). Люди могут выбирать, как им отвечать на страдание. Например, смертельно больные люди могут видеть в жизни смысл до последнего момента, если они принимают брошенный им судьбой вызов и страдают мужественно. Франкл цитирует Гете: «Не существует такого затруднительного положения, которое мы не могли бы облагородить либо деянием, либо терпением» (Frankl, 1955, р. 115). Некоторые люди могут возвыситься до вызова страданию и способны духовно обогащаться и укрепляться благодаря ему. Хотя люди порой оказываются беспомощными жертвами судьбы, они могут реализовывать свою внутреннюю свободу с целью превращения затруднительных положений в достижения на человеческом уровне.

Смысл в прошлом

Хотя поиск смысла прежде всего ориентирован на будущее, прошлое также может быть источником смысла. Часто люди обесценивают свои прошлые переживания как источник смысла. В концентрационном лагере Освенцим Франкл стал серьезно подходить к душевным поискам смысла в страдании, когда рукопись его первой книги была конфискована. Франкл пришел к пониманию того, что ничто из его прошлого не потеряно, а лишь отложено в качестве неприкосновенного запаса. Смысл жизни Франкла не зависел от того, была ли напечатана его рукопись. Его прошлые переживания представляли собой настоящую житницу. Часто в периоды страдания (но не только в эти периоды) поиск смысла может повлечь за собой признание и определение источников смысла в прошлом, необходимых для создания смысла в настоящем. Даже при короткой жизни можно иметь прошлое, полное смысла. Однако, даже если человек вел жизнь, лишенную какого-либо своеобразия, его безусловная вера в безусловный смысл может превратить неудачу в триумф (Frankl, 1988).

Сверхсмысл

Люди неспособны понимать предельный смысл человеческого страдания. Однако это не значит, что страдание не имеет" такого предельного смысла. Франкл (Frankl, 1963, 1988) использует термин «сверхсмысл», когда говорит о предельном смысле страдания и жизни. Люди не могут прорываться через границы между Миром человеческим и миром божественным. Сверхсмысл может быть постигнут только с помощью веры, но не с помощью интеллектуальных средств. Франкл не согласен с положениями светской экзистенциальной философии, согласно которым одна из главных задач человека — терпеть бессмысленность жизни. Франкл считает, что люди должны мириться со своей неспособностью охватить умом и увидеть с рациональной точки зрения предельный смысл жизни. Вера в Бога предшествует развитию у людей способности иметь веру в высший смысл жизни. Бесконечный Бог скорее молчалив, чем мертв.

Одной из тенденций современной жизни является не уход от религии, а ослабление акцента, который делается на различиях между различными вероисповеданиями. Франкл (Frankl, 1988) не выступает в защиту универсальной религии. Вместо этого он видит смысл в создании глубоко персонифицированной религии, которая позволила бы людям обращаться к верховному существу на их собственном индивидуальном языке, используя свои слова.

Экзистенциальныйвакуум

Термин «экзистенциальный вакуум» используется для описания состояния, в котором люди жалуются на внутреннюю пустоту. Они страдают от ощущения бессмысленности, пустоты и тщетности. Экзистенциальный вакуум — это «переживание пропасти», которое во многом отличается от пикового переживания, описанного Маслоу.

Франкл выделяет три причины возникновения экзистенциального вакуума. Во-первых, в отличие от животных, люди не запрограммированы стремлениями и инстинктами, которые побуждают их к совершению определенных действий. Во-вторых, традиции, соглашения и ценности не подсказывают людям, что они должны делать. Иногда люди не знают, что они хотят делать, и отступают в конформизм, делая то, что делают другие, или в тоталитарианизм*, делая то, чего от них хотят другие. В-третьих, особенно часто это имеет место в Америке, учащихся подвергают «редукционизму». При этом люди рассматриваются скорее как совокупность влечений, инстинктов, как существа, созданные обусловливанием, как реактивные образования и механизмы защиты, чем как способные принимать решения деятельные индивиды. Франкл приводит следующий пример редукционизма. Одной супружеской паре, которая хотела вступить в Американский корпус мира, сказали, что они помогали не имеющим привилегий людям потому, что у них имеется подсознательная потребность доказывать свое превосходство (Frankl, 1975a, р. 94).

Экзистенциальная фрустрация

Экзистенциальная фрустрация возникает тогда, когда фрустрировано стремление к смыслу. Апатия и скука — главные характеристики экзистенциальной фрустрации. Экзистенциальная фрустрация сама по себе не является ни патологической, ни патогенной. Тревога людей, даже их отчаяние, обусловленное тщетными поисками смысла жизни, — это скорее духовное бедствие, чем болезнь. Франкл считает, что экзистенциальный вакуум с сопутствующей ему фрустрацией является «чем-то социогенным, но только не неврозом» (Frankl, 1975a, р. 139). Отчаяние, в основе которого лежит ощущение бессмысленности жизни, может быть признаком интеллектуальной искренности и честности. В своих более поздних работах Франкл (Frankl, 1977, 1988) утверждает, что нет ни малейшего сомнения в том, что экзистенциальный вакуум распространяется.

Ноогенный невроз

Экзистенциальный вакуум может вести к развитию неврозов. Термин «ноогенный невроз» используется в тех случаях, когда экзистенциальный вакуум ведет к появлению клинической симптоматики.

Франкл определяет ноогенный невроз как «невроз, в основе которого лежат духовная проблема и моральный или этический конфликт, например конфликт между Супер-эго и истинным сознанием...» (Frankl, 1988, р. 89). Экзистенциальная фрустрация играет большую роль в развитии ноогенных неврозов. Такие неврозы являются результатом духовных конфликтов, имеющих отношение к стремлению людей к осмысленному существованию и к фрустрации их стремления к смыслу. Доктора и консультанты должны проводить четкое различие между духовным и инстинктивным измерениями проблем.

* Тоталитарианизм (totalitarianism) — это, в отличие от привычного для русского уха «тоталитаризма», обозначающего социально-политическую систему и идеологию, психологическое качество личности, то есть потребность в тоталитаризме. — Примеч. перге.

 

Массовая невротическая триада

Франкл говорит о невротизации человечества, обусловленной наличием экзистенциального вакуума. Глобальное воздействие экзистенциального вакуума не ограничивается индуцированием чувства бессмысленности и ноогенных неврозов. Франкл использует термин «массовая невротическая триада» (Frankl, 1975a, р. 96) при описании трех основных эффектов: депрессии, наркомании и агрессии. Относительно депрессии существуют объективные свидетельства того, что уровень самоубийств растет,-особенно среди молодых. Франкл видит причину этого в распространяющейся экзистенциальной фрустрации. Что касается наркомании, то люди, имеющие низкие жизненные цели, с большей степенью вероятности будут пробовать найти смысл в наркотиках, чем те люди, которые имеют четко определенные высокие цели в жизни. Наркоманы часто утверждают, что они обратились к наркотикам, желая найти смысл в жизни. Многие алкоголики также страдают от ощущения бессмысленности. Что касается агрессии, в экзистенциальном вакууме процветает не только сексуальное либидо, но и «агрессивное деструдо» (destrudo— от латинского destruo, «разрушать»). Франкл уверен, что статистические данные говорят в пользу его гипотезы, согласно которой люди с наибольшей вероятностью становятся агрессивными тогда, когда их захватывают чувства пустоты и бессмысленности."

/Р.Нелсон-Джоунс - "Теория и практика консультирования/

Картина дня

наверх