На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

90 л. КЛАССИКА ГРУЗИНСКОЙ, СОВЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ, АКАДЕМИКА - ШОТА НАДИРАШВИЛИ

 

24 – 25 июня текущего года  прошла  юбилейная сесия, посвящённая 90-летию классика теории установки школы Узнадзе, и вообще грузинской и советской психологии, академика – Шота Надирашвили. 24 июня сесия прошла в бывшем здании Академии наук. Сесию открыл вице-президент Национальной Академии Наук Грузии, академик – Роин Метревели.

С  докладом – «Научное наследие академика Шота Надирашвили, выступил член-кореспондент АН – Давид Чарквиани. С воспоминаниями об академике Шота Надирашвили и его заслугах говорили: академик – Владимир Папава, профессор – Зураб Ваханиа, профессор – Сергей Вардосанидзе,  писатель – Гиви Шахназар, профессор – Натела Имедадзе, профессор – Теа Гоготишвили, профессор Дмитрий Надирашвили. На второй день, 25 июня в Грузинском Университете им.Святого Андрея Первозданного состоялась конференция под названием – «Развитие психологической науки в Грузии». На конференции с воспоминаниями об академике Шота Надирашвили выступил академик – Шалва Амонашвили. На конференции доклады представили: 1)профессор  Дмитрий Надирашвили – «Психические структуры человека в теории установки: индивид, субъект, личность, самость»; 2)профессор Тимур Иосебадзе – «Структура психологической установки в комплементарной модели психотерапии»; 3) профессор Теа Гоготишвили – «Пубертатный период и формирование ценностей у подростков»; 4)профессор Маиа Каландаришвили – «Влияние индивидуального учебного плана в интегрированном классе на развитие психологических навыков у СССМ учащихся»; 5) профессор Лиана Торчинава – «Гипкость национального учебного плана при учёбе СССМ учащихся»; 6)докторант Тамара Тухашвили – «Исследование отношения общества к СССМ учащихся; 7) докторант Александр Русецкий – «Диагностика и превенция учебно-профессиональной депривации в высших учебных заведениях».

Данная конференция для меня была знаменательным тем, что я лично познакомился с создателем Гуманно-личностной педагогики, академиком Шалвой Амонашвили. На мой взгляд, в настоящее время наметилась тенденция интеграции Теории установки Узнадзе и Гуманно-личностной педагогики Амонашвили. Теория установки Узнадзе, на мой взгляд, излишне научный, интелектуальный подход , который нуждается в разбавлении его эмоциями и духовными аспектами. Именно на эмоции (любви), на духовность и гуманные-социальные взаимоотношения между людьми делается акцент  в Гуманно-личностной педагогике Амонашвили. Я считаю, что эти два подхода взаимодополняют друг друга. Ядром разрабатываемой мной комплементарной модели психотерапии я решил  использовать Гуманно-личностную педагогику Амонашвили. Ядром современной комплементарной модели психотерапии, я полагаю, должно быть концепция, делающая акцент на: любви, духовных детерминантах, разуме, бессознательном психическом, гуманно-социальных ценностях и взаимоотношениях между людьми. Интересно, что не смотря на то, что Ш.Амонашвили родился в Грузии, и сформировался он как личность в грузинской(советской) культурно-социальной среде, его Гуманно-личностная педагогика привилась не в Грузии, а в России. Причина этого, по моему лежит в том, что любовь, духовность и социальность(не индивидуализм) это ведущие черты менталитета русского этноса, подтверждением чего  можно найти в истории и в российской культуре, если конечно на это взглянем беспристрастно. Я считаю, что в грузинском и русском менталитететах  много общего(об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что Гуманно-личностная педагогика Амонашвили была понята, принята и широко применяется в России; на глубинную схожесть менталитетов указывает и общая православная религия). Однако, факт остаётся фактом: Ш.Амонашвили был вынужден уехать из Грузии, а Россия его приютила. Следовательно, я полагаю, что любовь, духовность, гуманно-социальные ценности и взаимоотношения между людьми не являются доминантными в менталитете современного грузинского этноса, в противном случае, Гуманно-личностная педагогика нашла бы развитие прежде всего в Грузии. Но, на мой взгляд, процессы в этом направлении начались и не далёк тот день, когда они станут ведущими в Грузии.

Фотографии  участников и присутствующих на данных мероприятиях, желающие могут посмотреть здесь:

https://disk.yandex.ru/a/Tt4Hnv9ntLuMo

Картина дня

наверх