На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ПОПЫТКА А.ШЕРОЗИЯ ПОСТРОИТЬ КОМПЛЕМЕНТАРНУЮ МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГИИ

 

«Ночью слона привели в тёмное место. Много людей пришло, чтобы посмотреть на него. Так как было темно, и посетители не могли видеть слона, они начали его ощупывать, чтобы составить себе представление о том, что это такое. Так как животное было очень большим, то каждый посетитель мог ощупать лишь его небольшую часть и затем расказать о ней. Тот, кто ощупывал ногу слона, говорил, что он похож на большую колонну, тот, кто касался бивней слона, рассказывал , то что он острый, третий, которому досталось ухо, убеждал, что слон похож на опахало, четвёртый, который погладил слона по спине, утверждал, что он прямой и ровный, как диван.»

/Восточная история/

 

  Н.Бор отмечал, что «...современная психология больше чем какая бы то ни была другая наука нуждается сегодня в «типично дополнительном методе описания», тем более, что сам по себе «психический опыт не может быть подчинён физическим измерениям»(Н.Бор – Атомная физика и человеческое познание. М.1961, стр.127).  

А.Е. Шерозия попытался применить принцип дополнительности Н.Бора с целью построения общей теории сознания и бессознательного психического: «расчленив... всю сферу проявления психики... на сознание, бессознательное психическое (при их совместной модификации через единую унитарную установку индивида) и на эту самую единую унитарную установку, как некое изначально данное психическое, мы вводим в систему конкретных методов в общей методологии изучения принцип «дополнительности», который способен воспроизвести целостную картину каждого из названных проявлений психики в отдельности и всех трёх вместе взятых...» [А.Шерозия – Бессознательное.Т III, Тб. 1978, стр.752].

«Разрабатываемый А.Е.Шерозия метод, который основывается на концепции дополнительности, претендует на роль не только основного метода теории установки, но и одного из основных методов психологии вообще. Суть данного метода, насколько мы понимаем, сводится к следующему. Данные, добытые тем или иным конкретным методом, нельзя рассматривать как окончательные результаты, достаточные для того, чтобы судить о сущности конкретного сложного психического явления, ибо они отражают неизбежно только определённый аспект, определённую сторону явления и к тому же носят отпечаток инструмента, способа исследования. Поэтому для создания более полного, более правильного представления о психической жизни необходимо вслед за применением разных методов осуществить так называемый «мысленный эксперимент». Этот последний, будучи надстройкой  над другими методами, предполагает сопоставительный анализ данных, полученных разными методами, учитывая при этом условия, в которых они добывались. Однако это сопоставление должно производится не в русле традиционного способа мышления, который при обнаружении противоречия пытается разрешить его логически альтернативным путём ( либо «А», либо не «А»), а на основе принципа дополнительности, не исключающего возможность объединения противоречивых данных в единое целое» [Т.Т.Иосебадзе, Т.Ш.Иосебадзе – Бессознательное. Т.IV, Тб. 1985, стр. 49-50 ].

«Принцип дополнительности обретает, таким образом, совершенно новое качество – качество принципа общей теории научного познания, поскольку у каждой науки есть своя собственная эпистемология, разрабатываемая данной наукой, когда она начинает размышлять не только о своих «внутринаучных связях» и соответствующих им способах наблюдения, но и об этих способах в контексте «междисциплинарных связей» [А.Шерозия – Бессознательное. Т. III, стр.774 ].

Картина дня

наверх